Критики российских производителей спортивного питания – стоит ли им доверять?

Звоните нам с 9.00 до 22.00 ежедневно (без выходных)

Критики российских производителей спортивного питания

На днях на одном ресурсе, горделиво именующем себя не иначе как «Супермаркет спортивного питания», мне на глаза попалась статья под интригующим названием «Российские производители спортивного питания – стоит ли им доверять?». В первом же абзаце этого материала авторы сделали некий реверанс, рассчитанный, вероятно, на создание извинительного отношения ко всему излагаемому далее (а вдруг российские производители сильно обидятся). Процитируем часть этого абзаца: «…мы не имеем возможности произвести полное исследование данных продуктов в лабораторных условиях и дать им максимально точную оценку с позиции экспертов». Вот после этих слов здравомыслящий читатель в принципе уходит со страницы, не вникая в остальное, ибо и так ясно, что последующие выводы и заключения будут построены на основе сверхнаучного метода «гадания на кофейной гуще», а также вольной интерпретации сообщений радиостанции ОБС («Одна Баба Сказала»). Эта ситуация мне сильно напоминает крылатую и предельно ехидную фразу, родившуюся во времена правления незабвенного Сосо Джугашвили и популярную до сих пор – «Книг Пастернака я не читал, но осуждаю». А мне бы хотелось прибавить к ней и более свежее, и тоже донельзя подходящее к этому случаю высказывание Михаила Михайловича Жванецкого: «Давайте спорить о вкусе ананасов с теми, кто их ел».

Но давайте вернемся к делам нашим скорбным и продолжим анализ наиболее ярких моментов в упоминаемой выше статье, вывешенной, кстати, на первой же странице в рубрике «Полезная информация». Первым обстоятельством, которое якобы обязано подорвать доверие потребителя к спортивному питанию российского производства, в этом материале называется… (никогда не догадаетесь!) ссылка их при рекламе на сертификаты и исследования своих препаратов в независимых лабораториях. Простите, господа, а на что, по вашему мнению, следует ссылаться, если не на лабораторию Института Питания РАН и другие наделенные экспертными правами учреждения, и на их сертификаты? Понятно, что желательный для авторов ответ – это квалифицированное мнение так называемых экспертов из «супермаркета спортивного питания», несмотря на их совершенно полную беспомощность в проверке продуктов российского производителя «в лабораторных условиях». А почему, скажите на милость, такая роковая невозможность возникает? Почему бы не взять образцы российской продукции подмышку, да и зайти в любую биохимическую лабораторию, заслуживающую вашего безграничного доверия, да и заплатить нужную сумму за экспертную оценку. А потом, размахивая экспертным заключением (это если оно будет соответствовать вашим подозрениям), закричать на весь мир с вашего ресурса «Вот, мы поймали бракоделов (обманщиков, кровопийц и тому подобное) за руку! Ату их!»!

Нет, это не делается. И не будет делаться этими господами никогда. И вот почему. Во-первых, кишка тонка с точки зрения финансов. Гораздо проще в денежном смысле перепродавать с изрядной наценкой то, что поступает из-за рубежа контрабандным или полуконтрабандным путем, за что не уплачены таможенные сборы, что не подвергается никакому ни санитарному, ни компонентному, ни прочему нужному контролю, не сертифицировано соответствующими учреждениями. Намного сложнее и, главное, себе дороже, заплатить по паре сотен долларов за проверку хотя бы отдельных образцов продукции российских производителей, ради обоснованного мнения о том, стоит ли их продавать в своих магазинах или нет. А почему бы не проверить «до кучи» и изделия тех зарубежных фирм, продукцией которых вы уже торгуете? А если этих образцов потребуется проверить не пару, а пару десятков? И вдруг в зарубежной продукции обнаружатся такие дефекты, что и скотине ее будет вредно скармливать? Ведь лучше себе машину-трехлетку за эти деньги купить, правда?

Во-вторых, кишка тонка с точки зрения боязни истины. Не приведи Господь лаборатория выдаст заключение, что содержимое банки или пакета на 100% соответствует заявленному на этикетке и в сертификате? Возникает вполне реальный и вполне предсказуемый риск, что и деньги уйдут, и проку для себя никакого – то есть не удастся напустить туману по поводу конкурентоспособности российских товаров. Гораздо проще бросить камень сомнения в виде риторического вопроса «стоит ли доверять» в мутное болото, состоящее из лопоухих подростков, заходящих в магазины спортивного питания с вопросом «Дядя, а есть ли у вас таблетки для того, чтобы росли мышцы», и впарить им очередной просроченный шедевр под названием «Супер-Дупер-Мега-Шмега», от которого в лучшем случае масса растет за счет прыщей… А затем, исходя из сомнительного постулата «я первый сказал, а ты оправдывайся» наблюдать за кругами, расходящимися по этому болоту, и ждать, когда забрызганные грязью начнут опровергать или оправдываться. Ждете напрасно, поскольку оправдываться нужно пытаться тогда, когда тебя припирают к стене фактами, а когда фактов нет, одни только словеса – так и оплеуху в ответ можно схлопотать…

Так что с этим посылом критиканов все понятно до слез. Пойдем далее по схеме, предложенной авторами статьи. Сами ничего не выдумываем – берем только сказанное ими… Очередное предположение на пустом месте (предположение потому, что авторы материала заранее предупредили о невозможности сделать «полное исследование») – якобы низкий процент содержания белка в продуктах российских производителей. Ну, это заявление вообще никуда не приклеивается, поскольку, как мне доподлинно известно, в разнообразных протеинах такого российского производителя, как ART «Современные Научные Технологии», количество белка преднамеренно варьируется от 40 и до 90%, и при этом никто и не собирается скрывать, сколько же там белка и какого именно (с указанием пропорций). Это все прописано и в сертификатах, и на этикетках, и в рекламных вставках на страницах буклетов, журналов и сайтов.

Дальше – больше. Оказывается, в добавках российских производителей нередко можно встретить, что (цитирую) «вместо дорогостоящего сывороточного белка при производстве добавки используются дешевые соевые ингредиенты». Вот начиная с этого места, как говорят, подробнее, господа; мне лично очень интересно знать, кто вооружил вас столь убийственной для российского производителя информацией. Особенно с учетом того, что вы сами не были в состоянии произвести «полное исследование». Еще один шедевр: «в комплексных белках существенно завышается процент содержания казеина». И это тоже откуда взято? Из каких таких официальных заключений? Или опять на основе данных «радио ОБС»? Ну и, чтобы совершенно сразить уже слегка растерявшегося потенциального покупателя, добавляется еще одна сногсшибательная фраза: «практически все сырье для производства спортпитания закупается в Китае». Если даже так (что, впрочем, не вполне верно), то, как говорят у нас в Одессе, «ну так и что»? Если это сырье соответствует требованиям производства, то есть вписывается легко в технологические цепочки для получения нужной добавки на выходе, то пусть его даже производят в дебрях экваториальной Африки; ведь сути и, главное – содержания конечного продукта это не изменяет совершенно.

Однако на этом, пишут в своей статье на этом ресурсе авторы, «проблемы российских производителей спортивного питания отнюдь не заканчиваются». Тут надо бы опять слегка приостановиться. Вопрос к вам: откуда вы, не занимающиеся производством и не имеющие ни малейшего представления о таком, например, процессе, как аутолиз или гидролиз, знаете о проблемах тех, кто построил и наладил эффективно действующее производство? Вы хоть раз были на таком производстве? Уверен, что не были, а если где-то и были, то должен вас слегка расстроить, если не сильно разочаровать. То место, где вы были, представляет собой конвейер не по производству, а по сборке.

Разъясняю для несведущих, равно как и будущих любителей жонглировать словами. Производство – это когда в ворота предприятия заезжают грузовики с сырьем, которое в первозданном виде пищевой добавкой не является, а из этих же ворот через определенное время выезжают грузовики с пищевыми добавками в банках, пакетах, облатках, капсулах, ампулах и бутылках. При этом весь производственный цикл с нуля и до выхода управляем, подвергается жесткому санитарному и биохимическому контролю, а на всем готовом стоит этикетка с заявленным и выверенным содержанием. И получены официальные сертификаты соответствия. Сборка же – это то, когда в одном месте закупается протеин, в другом – аминокислоты, в третьем – витамины, в четвертом – глюкоза, фруктоза и так далее, потом все это с помощью бетономешалки (при полном несоблюдении санитарных требований и отсутствии биохимического контроля) размешивается, а потом рассыпается совковой лопатой по красивым банкам, на этикетках которых изображена та же банка в объятиях не менее чем Арнольда Шварценеггера или, как минимум, Джея Катлера. При этом потребителю по его просьбе показывают десятую ксерокопию загадочного сертификата не менее загадочной лаборатории и с трудом прочитываемое заключение специалиста Минздрава.

Если разница уяснена, то к вам идет еще и такой вопрос: а известно ли вам, господа критиканы, что оснащению производства ART «Современные Научные Технологии» могут позавидовать самые продвинутые зарубежные производители и, в отличие от совершенно нелепого и ничем не подкрепленного вашего заявления, будто «российские производители чаще других используют ручной труд», практически все производство этой фирмы полностью автоматизировано? Не верите? Зайдите на сайт, там для таких, как вы, на всякий случай выложены видеоролики с записью части производственных, между прочим автоматизированных, процессов.

Далее – опять сведения из передач «станции ОБС». Не удержусь, чтобы не процитировать снова: «Одно из популярнейших интернет-изданий о спорте описало результаты проведенного им исследования». Оказывается, это издание, название и адрес которого авторы статьи, видимо, обязались держать в глубочайшем секрете, в официальную поддержку отечественных производителей направило им некий опросник, в котором были и такие вопросы: а) просьба предоставить сертификаты хотя бы на 2–3 наиболее популярных продукта; б) вопрос о стране, в которой закупается сырье; в) вопрос по поводу результатов независимых исследований, касающихся качества производимой ими продукции. И о ужас! Утверждается, что «из пятнадцати запросов издание смогло получить всего пять-шесть невнятных ответов». А остальные были внятными, выходит?

Давайте снова разбираться в деталях. Во-первых, отечественных производителей не пятнадцать и даже не десять. Их всего-то парочка. Остальные – не производители, а сборщики. Во-вторых, мне бы хотелось лично прочитать результаты этого примитивного опроса, которые авторы статьи высокопарно называют «исследованием». Если нет ссылки на этот сайт или хотя бы на электронный адрес, грош цена вашим заявлениям. Ведь истинность их нет никакой возможности проверить, а значит, вся ваша статья – голословная болтовня ради того, чтобы «навести тень на плетень». Еще более твердым убеждение в голословности возникает, когда добираешься до конца этого опуса, и не видишь ни автора, ни даты опубликования. Похоже больше на подметное письмо, то бишь анонимку, а не на статью…

И вывод ваш, как ни печально, о том, что «Россия, как и страны СНГ, не обладает на сегодняшний день ни технологической, ни экономической возможностью сравняться по соотношению качества и цены с американскими и европейскими брендами», сделан вами на пустом месте, «с кондачка», потому что ох как хочется вам перепродать побыстрее и подороже не произведенное вами, а где-то закупленное… Вы сумеете на это достойно возразить? Вряд ли. Ведь ваша заключительная фраза в этой статье (придется еще раз процитировать) – «Именно поэтому российские производители спортивного питания столь низко ценятся среди потребителей» наполнена отчаянным криком между строк: «Ребята, все сюда, идите к нам, купите у нас продукты иностранные, потому что они лучше! Не покупайте российское!»… И я вам скажу, почему вы столь рьяно, как тот кулик, хвалите свое болото: ваши способности развились только до уровня, позволяющего «купить в одном месте, перепродать в другом». Создать что-то свое, что бы отличалось качеством, пользовалось спросом, и было бы конкурентоспособным по отношению к западным образцам, вы не способны. И не будете способны еще долго. И вот это утверждение вы не сможете опровергнуть, как бы ни прыгали и надували щеки.

Если я выгляжу где-то слишком эмоциональным или неубедительным, давайте перейдем к науке и фактам. Предлагаю на спор провести двойной слепой эксперимент по схеме, принятой всеми серьезными исследователями (в отличие от тупой рассылки опросных анкет). Возьмем с десяток простых людей-добровольцев, тренирующихся в фитнесс-центрах или обыкновенных «подвально-подпольных» качалках, разделим пополам эту группу, и всех их будем тренировать по одной и той же массонаборной программе упражнений с отягощениями. Но в течение первого месяца половину будем кормить продуктами отечественного производства, а вторую половину – аналогичными продуктами любой фирмы, которую вы сочтете нужным, точно в тех же количествах. В течение второго месяца первая группа будет получать иностранные добавки, а вторая – отечественные. Разумеется, оплачивать зарубежные добавки будете вы, а отечественные – мы. Я берусь за то, чтобы в динамике тестировать обе группы на процент жира и мышц, а также отслеживать антропометрические параметры. И, безусловно, нужно будет провести допинг-контроль всех участников эксперимента, для пущей объективности и исключения влияния экстрагенетических факторов. И после всего этого мы усредним все изменения в мышечной массе и в проценте жировых отложений, а также в антропометрических показателях по одной и другой группе, с привязкой к иностранному и отечественному спортивному питанию, и подвергнем их статистическому анализу. И я с гарантией предвижу, что на выходе мы получим статистически почти не отличимые или совершенно идентичные данные об эффективности и российских, и зарубежных добавок. Говорю с такой уверенностью только потому, что неоднократно в своей тренерской и диетологической работе убеждался в полном отсутствии каких-то выраженных преимуществ «западных» продуктов.

Так что ваше низкопоклонство перед западной продукцией, попытки очернить отечественного производителя, явная подтасовка информации и анонимное распространение не соответствующих истине слухов (иначе это не назовешь) вас очень дурно характеризует не только как граждан своей страны, но и как предпринимателей, и в основе этого лежит тот печальный факт, что вам неведомы ни патриотизм, ни понятие чести делового человека. А вот страстью к наживе любым, даже не вполне порядочным способом, вы наполнены доверху, под завязку. Уймитесь, господа!

Леонид Остапенко, ART «Современные Научные Технологии»

Июль 2013 года

<< Веруться к списку статей